1. О Боге
архиепископ Нафанаил (Львов)
Как мы, православные христиане, веруем в Бога? - Прежде всего мы верим в Него, как в Творца мира, всего видимого и невидимого - как материального так и всего нематериального.
Этот окружающий нас мир, как и другие, неизвестные нам миры, мы признаем не вечными, т.е. прежде они не существовали. По самому существу своему материальный мир не может быть вечным, но должен получить начало от внешней по отношению к нему, нематериальной причины.
Но существует ли в мире что-нибудь нематериальное? Не материально ли всё, что в нас и что вокруг нас? - Конечно, нет! Нематериальный мир мы знаем лучше материального, ибо знаем его непосредственным собственным опытом. В нашем разуме, в чувстве и воле проявляется нематериальный, духовный мир. В противоположность материальному, духовный мир не подвергается разложению или уничтожению. Следовательно, духовный мир может существовать бесконечно.
И мы исповедуем, что дух наш бессмертен, то есть никогда не прекратит своего существования. Однако его нельзя назвать вечным, потому что было время, когда он не существовал. Он был призван к бытию иным Духом, той же Творческой, Духовной, внематериальной Личностью, Которая сотворила и материальный мир, т. е. Богом.
Бога мы исповедуем совершенным, т.е. совершенно мудрым, совершенно любящим, абсолютно милостивым, праведным и всемогущим. Всемогущество Божие значит, что ничто внешнее не ограничивает Его.
Бог сотворил мир, чтобы как можно большее число существ имело радость бытия - ту радость, которую Он Сам всегда ощущает в полной мере.
Бог сотворил все доброе и ничего злого. Зло появилось от того, что некоторые из сотворенных Богом духоносных существ, ангелов и людей, имея свободу выбора, избрали зло и отвергли Бога и Его добро. Своих исконных даров Бог никогда не отнимает. И вот, свободно отвергнув Бога и добро, диавол всю свою мощь бросает на отторжение от Бога прочих разумных существ, сначала ангелов, потом и людей.
Почему Бог попускает это? - Мы не знаем. Но мы веруем и исповедуем, что в конце веков силою Божией любви и премудрости, все окажется во благо.
Это не значит, что не надо бороться со злом. Наоборот, Господь Сам непрестанно ведет борьбу с ним и нас призывает к тому же. Господь хочет, чтобы мы любили добро и ненавидели зло и чтобы мы понимали, что всякое нападение на Божии свойства, т.е. на любовь, на милосердие, на правду или свободу, неизбежно вызывает также нападение на Бога - богоборчество, которое развивается, потому что люди отворачиваются от Бога и тянутся ко греху.
Мы же, верующие христиане, будем молиться нашему Милостивому Богу, чтобы и отступившим от Него и Его не ищущим Он явил Свою святую истину, дабы и они пришли к познанию истины.
(Информация с сайта "Азбука веры")
2. Бог есть Дух
архиепископ Нафанаил (Львов)
"Бога нет, - говорят атеисты, - потому что никто Его не видел". К сожалению есть неглубокие, наивные люди, которые могут смутиться от такого "доказательства" небытия Божия.
Но ведь почти две тысячи лет тому назад не атеист и не безбожник, а избранный проповедник веры, святой апостол Иоанн Богослов, провозгласил:"Бога никто никогда не видел". И эти слова были сказаны не в опровержение, а в утверждение нашей веры в Бога.
Некогда мученически закончивший свою жизнь архиепископ Тихон в ответ на довод о несуществовании Бога потому, что Его не видно, спросил: "А ум свой мы разве видим? Значит ли это, что у нас нет ума?" В этом вопросе не только остроумная находчивость. Здесь - разъяснение существа дела.
Что такое наш ум? Это, наравне с чувством и волей, одна из граней, одно из проявлений нашего духа.
Можем ли мы сомневаться в том, что у нас есть эти нематериальные свойства? - Конечно, нет. О том, что у меня есть ум, чувство и воля, я знаю лучше, чем о том, что во вне существует окружающий мир, потому что о существовании внешнего мира и даже о собственном своем теле я знаю извне, а о существовании моего разума, моего чувства и моей воли я знаю изнутри, непосредственным самоочевидным опытом. Недаром вся мировая философия, вся теория человеческого знания зиждется на утверждении: "Я мыслю, значит, я существую!"
Почему же эти самоочевидно существующие силы души остаются для нас невидимыми? Потому что, будучи проявлением духа, они нематериальны. А одним из основных свойств духовного мира является его невидимость и неощутимость его внешними средствами, его неизмеримость.
Вот почему и Бог невидим.
Бог есть Дух. Это сказал Господь наш Иисус Христос, когда, беседуя у колодца Иакова с женщиной самарянкой, учил ее тому, что не только на горе Гаризим, не только в Иерусалиме можно служить Богу, но на всяком месте, где человек хотел бы духом и истиной служить Ему.
Бог есть Дух. - Это значит, что Его нельзя видеть телесными глазами или слышать телесными ушами.
Но как же тогда можно познавать Его? Внешний мир мы познаем посредством наших чувств. Даже душу другого человека наша душа познает телесными чувствами: для того, чтобы человек узнал мысли другого человека, надо, чтобы он своим телесным языком через материальные звуковые волны донес эти мысли до нашего слуха.
Только себя самого познает человек не внешними чувствами, а непосредственным внутренним процессом. Не глазом вижу я свои внутренние движения, не слухом и не осязанием ощущаю в себе душевные процессы.
Вот этому-то, внутреннему, не связанному ни с телесным зрением, ни с телесным слухом, душевному процессу открывается Бог. Лично опытно ощутить бытие Божие человек, за редкими исключениями, может только внутренним процессом, прислушиваясь к тому Божиему голосу, который то громче, то слабее звучит в каждой человеческой душе.
Это персональное опытное ощущение бытия Божия необходимо для целостного развития человека. Тот, кто лично ощутит Бога в своей душе, будет крепок в вере. Но такой личный опыт одного человека еще недостаточен. Поэтому, кроме внутреннего опыта того или иного человека, мы в нашей вере, в нашем познании Бога руководимся еще Божественным откровением, которое принес в этот мир Сын Божий, принявший на Себя человеческое естество и говоривший с людьми лицом к лицу, обращаясь к их внешним чувствам.
Итак, мы познаем Бога и внутренне и внешне. И если мы будем развивать в себе это познание, то нас не смутит отрицание бытия Божия на основании того, что Он невидим.
(Информация с сайта "Азбука веры")
3. Душа чувствует Бога
архиепископ Нафанаил (Львов)
Человеческая душа чувствует Бога.
Как бы высоко не вздымались волны безбожия, какую бы страшную хулу, кощунства и издевательства над именем Божиим не произносили человеческие уста, - все равно, ощущение Бога, иногда совершенно несознательное, остается неистребимым в человеческой душе, потому что эти ощущения свойственны ее природе, ибо она сотворена именно для развития в себе чувства присутствия Божия.
Бог есть полнота Добра. Он добр, и всё, что творит Он, добро весьма. И вот потому-то и можно сказать, что когда человеческая душа тянется к добру, она тянется к Богу. Как учил митрополит Антоний Киевский, всякое добро, где бы оно ни находилось и кем бы оно не творилось, неизменно принадлежит Богу. И человеческая душа это чувствует. Поэтому где бы ни проявлялось добро, душа человека тянется к нему.
Когда человек не лжет другим или себе, то он очень ясно ощущает добро в его отличии от зла. Ему свойственно, забывая свою выгоду, тянуться к добру, любоваться им и защищать его. Даже средний обычный человек, если видит, как другой приходит на помощь нуждающемуся, одобряет это. Если слышит о победе справедливости, радуется этому. Он преклоняется пред геройским подвигом.
Если же человек становится на путь нравственной порчи своей души, то в нем начинают появляться признаки падения: прежде всего, измена добру из корыстных расчетов, а со временем - злорадство при виде чужого несчастья. Однако полная ненависть к добру, как к добру, слава Богу, не часто встречается в людях. Это признак тех редких личностей, которые далеко зашли в страшном процессе творения зла, в процессе перерождения людей в демонов.
Обычная же человеческая душа знает и любит добро. Как бы ни старались враги нашей веры определить добро иначе, чем оно есть на самом деле, объявить добром выгоду класса, партии или расы, - все равно, душа человеческая в большинстве своем никогда с этим не согласится, никогда не потеряет она способности узнавать добро и тянуться к нему.
А любя добро, человек любит Бога, ибо Бог - полнота добра. Он же есть и полнота Правды, и полнота Мудрости, и полнота Красоты. Поэтому не испорченная человеческая душа тянется ко всему этому.
Одной из высших радостей в жизни является радость видеть добро и правду торжествующими, а зло - побежденным, созерцать проявления мудрости и любоваться красотой. Во всем этом человек забывает свою выгоду, и даже самые корыстные люди жертвуют частью своего имущества на предметы красоты или на дело, которое они считают правым.
Что же вызывает в человеке эту драгоценную способность, хотя бы отчасти, забывать свои расчеты и бескорыстно наслаждаться созерцанием торжества правды, добра, мудрости, красоты?
Эту драгоценную способность человеку обеспечивает его, иногда сознаваемая, а иногда неосознанная тяга к Господу Богу, создавшему его для того, чтобы он, познавая Бога и Божии свойства, любовался ими, славил их и старался украситься ими.
И даже если насильственно отторгнутый от своего Творца человек забывает и самое имя Божие, все же еще долго звучат в его душе неземные мотивы любви к добру, к правде, к мудрости и к красоте. Еще долго сохраняется в нем священная способность любить основные свойства Божии. Не скоро уничтожается в человеческой душе то, что Господь вложил в её природу.
(Информация с сайта "Азбука веры")